Главная страницаСвязаться с журналистомО сайте журналиста На главную страницу

Обзоры журналиста: «Банкрот, или Свои люди, сочтемся» в Театре им. Маяковского

'Банкрот, или Свои люди, сочтемся' в Театре им. Маяковского

Люблю комедии, что на театральной сцене, что на большом (и малом) экране. Вот довелось мне как-то посмотреть спектакль по пьесе Островского «Банкрот». Ставил Театр им. В. Маяковского, показывали в филиале на Сретенке (в Пушкаревом переулком). Между прочим, я отправился наслаждаться лицедейским искусством с двоюродной сестрой, которая в настоящее время сверкает восходящей звездой в Академии Хореографии. Ну и, попутно, регулярно посещает театры и иногда зовет меня за компанию. На этом, с вашего позволения, лирическое вступление можно заканчивать и переходить к спектаклю.

Идет он три часа, с одним антрактом. Зал не очень большой, слышно хорошо, свет классный, сцена технически продвинута (то бишь снабжена всякими хитрыми механизмами для доставки декораций). Поставил спектакль Евгений Лазарев, а одну из главных ролей играет Ольга Прокофьева (Олимпиаду Самсоновну, дочь купца. А известна эта замечательная актриса по роли Жанны Аркадьевны в «Прекрасной няне»). Надо сказать, что стервы ей удаются замечательно — просто в другом амплуа я ее не видел, к сожалению. Причем играет, как говорится, «с огоньком», очень живо, с некоторой присущей детям непосредственностью. Недаром после спектакля поклонницы хищно накинулись на нее с целью засыпать цветами и получить автограф.

Вообще, труппа, на мой неискушенный взгляд, хорошо сыграна, актеры понимают друг друга и играют прекрасно. Честно говоря, не особо горю желанием перечислять всех актеров, задействованных в спектакле, все это легко почерпнуть из программки (или с сайта театра, который обновляется регулярно и снабжен всей необходимой информацией). Артисты отличные, половина состава — заслуженные.

Лично мне, как прожженному технарю, понравился механизм выезда мебели на сцену. Смена места действия происходит прямо на глазах у зрителей, без выключения света и занавеса. А уж забавнейший мальчик (увидите этого «мальчика» — будете смеяться) Тишка переставляет реквизит с непревзойденным артистизмом, причем очень весело.

Сюжет спектакля, с одной стороны, прост, а с другой — глубок и многогранен. Жил да был богатый купец, и был у него вороватый приказчик, которого он с детства воспитывал, заменил ему отца, вывел в люди. А еще была веселая симпатяга дочка, которая хотела замуж за военного, или, на худой конец, за благородного. Как-то раз, как это часто бывает в сказках, появился демон-искуситель в лице стряпчего Сысоя Псоича (который однажды по пьяному делу забыл в баре прихваченное из суда домой дело). Предложил демон надуть одним махом всех кредиторов — заложить все имущество надежному человеку, а самому объявить себя банкротом. Вернуть долги — скажем, по 25 копеек с рубля, и зажить припеваючи, с деньгами. И кредиты вернем, и денег не отдадим. Поскольку приказчик был вороватый, то сговорились они со стряпчим надуть купца. Пообещал приказчик пару тысяч «за хлопоты», да и завертелось дело.

Как известно, без любви и сказки нету. Есть любовь и в нашей истории — и влюбился приказчик, да не в кого-нибудь, а в Олимпиаду Самсоновну... Ой, чего-то я заболтался, пора и честь знать — не буду больше пересказывать спектакль. Скажу только, что поженились Липа и Лазарь (приказчик), да так и не дали кредиторам 25 копеек на рубль. Сослали папеньку в Сибирь, как злостного неплательщика. И теперь можно приступить к увлекательной процедуре поиска морали в спектакле. 'Банкрот, или Свои люди, сочтемся' в Театре им. Маяковского

Во-первых, самое очевидное — «не рой яму другому» — хотел купец обмануть кредиторов, да самого и обманули. Получил, в общем-то, по заслугам. Во-вторых, делаем вывод, что родственникам, особенно новоприобретенным, доверять нельзя. А уж если за ними грехи какие водятся, то клювом щелкать не надо, а то живо за него же и ухватят, да к столу подадут. Сюда же можно отнести советы не брать на работу воров и мошенников, да кто ж распознает такого с первого взгляда? В-третьих, дитям (ударение на второй слог) внимание надо уделять, господа и товарищи!.. А то вырастают такие вот стервочки, как Олимпиада Самсоновна, и потом собственного батьку отправляют лес валить. В-четвертых, вспомним пословицу про синицу в руке и журавля в небе. Полетел купец за журавлем, да и упал в долговую яму. Грустно и поучительно.

А ведь это, несмотря ни на что, комедия, и до антракта было страшно смешно. Да и после антракта смешных моментов было хоть отбавляй. Однако вторая часть получилась неожиданно умной и грустной. И только местами забавной. В принципе, рассказ о спектакле на этом можно было бы и закончить, дежурно (и искренне) пожелав обязательно сходить на него и сравнить наши впечатления, однако я, пожалуй, проведу несколько параллелей с современностью. Наша учительница по литературе всегда приветствовала, когда в сочинении по какому-либо произведению будет рассказано о вневременной актуальности, жизненности и так далее в том же духе.

Думаю, все помнят историю господина (язык не поворачивается обозвать его «товарищем») Ходорковского. В сущности, с ним произошло то же, что и с купцом. Он решил замахнуться на большее и упал, с высоты и больно. Понадеялся на «своих людей» в правительстве. Островский гений потому, что он поймал особенность отношений среди «своих» в бизнесе. До революции Савву Морозова (то ли читал, то ли по телевизору видел) правительство Витте аккуратно обанкротило, прихватив его девять миллионов рублей ($4 млрд. на современные деньги), да распродав его собственность в пользу своих же родственников. Он тоже думал, что «свои люди, сочтемся».

А знаете, чем закончился спектакль? Открытием магазина «Лазарь и Липочка», где «вашего мальчика не обманут ни на луковицу». В свете событий спектакля это звучит забавно, но ведь действительно не обманут, как мне думается. Они же заботятся о том, что о них будут думать чужие люди, а родные — да с ними «сочтемся»!..

Кстати, деньги стряпчему и свахе (ага, ей он тоже пообещал, и тоже две тысячи) Лазарь так и не отдал.

Новости сайта

Вынужден совершить caming out: я — ленивая задница. И публиковать на домашней страничке актуальные новости не успеваю, да и лень. Поэтому следите за Instagram, ЖЖ и прочими социальными сеточками. А тут — публикации, статьи, обзоры, как обычно:).

В ЖЖ жизнь кипит, а тут — замирает...
Однако свежие статьи, обзоры и отчеты появляются исправно.
За последние полгода я успел: дважды съездить в Таллин, трижды — в Киев, один раз — в Днепропетровск и Луганск. Также успел провести большой бал, съездить в Питер и отлично отпраздновать собственный день рождения. Вдобавок нашел новую работу и довольно серьезно пошел в рост:)

Феерически классно съездил в Харьков буквально на днях.

Выложил подробный-подробный отчет по поездке на Украину. Тут и встреча с Оксаной Панкеевой в Крыму, и последующий отпуск в Ялте. И то, как мы до и после Крыма кутили в Днепропетровске...

Грядет очередная порция отчетов. Встреча с Оксаной Панкеевой в Крыму прошла успешно, отчет пишется. Опять собираюсь в Питер, в планах еще и Харьков и Киев:)

Осень, надо сказать, в этом году у меня получилась страшно насыщенной. Так что читайте свежий отчет из Днепропетровска, про шокированных друзей и кефиропитие с видом на осенний город...

Отдохнув в Крыму, про армию решил вообще не писать. Ибо есть более достойная тема. Которая и представлена в разделе «Статьи». Новые друзья, классный поход и куча впечатлений — это отдых!..

Решил открыть новую серию обзоров, объединенную под рабочим названием «Ресторанные заметки». Первый обзор посвящен приятному заведению под названием «Проект О.Г.И.», милости прошу читать и оценивать. Второй обзор посвящен давнему посещению кафе «Свой Круг», которое весьма популярно среди ЖЖ-ников.

Все-таки съездил в Питер. Отчитался статьей по этой теме:-).

Ловите новый обзор нового альбома не самой старой группы «Мельница».

Добавил отчет по «Казино Рояль», который я поленился публиковать на сайте — он вышел только в рассылке и ЖЖ.

Редизайн. Изменения, надеюсь, видны невооруженным глазом.

Рекомендую к прочтению одну из новых статей. Терпел с выкладкой до редизайна:-).

«Уроки Любви» в театре «МОСТ» 

Архив новостей

Рассылки Subscribe.Ru
Записки ночного журналиста
  
© 2001—2024 Andrewus
Студия ЦветоФор. Создание и продвижение сайтов